МОЛОДЕЦКИЕ ЗАБАВЫ. Представляют из себя комплекс мужских игр, развивающих силу и ловкость. 

Состязания проводятся в курагоде последовательно в различных забавах и обычно завершаются кулачным боем стенка-на-стенку. Этот формат успешно применяется Клубом стеношного боя «Стенка на стенку» (КСБ г. Москва) и Движением «Русские спарринги» при проведении состязаний на народных гуляниях и праздниках. В некоторых забавах, например «вишенке», могут участвовать девушки и дети в остальных подростки и взрослые парни.

В настоящей статье представлен набор молодецких забав на традиционных играх «Атмановские кулачки».

1) «Вишенка». Участники становятся в две шеренги лицом друг к другу и сцепляют руки крест на крест.  Желающих продвигают вдоль цепи подбрасыванием от начала и до конца. В качестве «вишенок» могут участвовать девушки и даже дети в возрасте от 6 лет.

2) «Бой за шапку», «шапочный  бой». Два соперника становятся друг против друга и по команде старейшины стараются снять друг с друга шапку, при этом не отдав свою.

3) «Всадники», «бой всадников», «конный» бой».  Все играющие делятся на пары. В каждой паре, согласно жребию, один должен изображать коня, а другой наездника. Играющие, изображающие коней, нагибаются, согнувши колена и упершись в них руками, а всадники садятся на них верхом.

После этого между парами устраивается борьба, где главные действующие лица - всадники. Задачей является повалить соперничающую пару или сбросить противостоящего всадника на землю.

Эта игра может несколько отличаться, в зависимости от того, как усаживаются на своих «коней» всадники (на спину или на плечи). Игра традиционно устраивалась то как состязание отдельных пар, то как целое сражение большого числа играющих, разделенных на команды.

4) «Борьба за палку». Два участника становятся против друг друга и произвольно захватывают палку. По команде они пытаются отнять палку друг у друга. 

5) «Крокодильи бои». Все играющие делятся на пары. В каждой паре один участник становится на руки, а второй берёт его за ноги. После этого устраивается борьба. Задача борьбы сбить противника, стоящего на руках, на землю.

6) «Слон». Играющие делятся на две равные по силам команды, обычно до 10 человек. По жребию решают, какой команде прыгать, а какой везти. Первые часто называются «верхи» или «играющие», а их соперники – «низы» или «водящие», что, впрочем, многократно меняется в ходе игры. Те, которые водят, выстраиваются в колонну, согнувшись и обхватив стоящего впереди руками у пояса так. Другая команда, определив очередность среди игроков, начинает по одному запрыгивать с разбега на спины водящих (кобылкой, как замечает старинный автор). При этом стараются запрыгнуть так, чтобы было удобно прыгать следующим игрокам команды, а каждому прочно удерживаться на спинах соперников, чтобы не коснуться земли. После того, как запрыгнули все игроки, «низы» начинают медленно двигаться, подобно слону, до заранее условленного места (5-10 метров). После этого команды меняются ролями. Однако смена ролей происходит и при касании одним из прыгающих земли. Если же «низы» не сумеют удержаться на ногах или разъединят руки, то им, предстоит выполнять все сначала - им нужно отводить! 

Игра продолжается до тех пор, пока не возникнет желания сформировать новые команды или пока участники игры не устанут.

7) «Цепи», «кандалы», «разрывные цепи». Многочисленные варианты этой старинной русской игры имеют несколько отличительных деталей в правилах игрового поведения и особенно в текстах, с которыми одна команда ведет игровой диалог - словесный поединок - с другой, противоположной командой. После игрового диалога следует попытка одного из игроков прорвать цепь противника. Среди названий данной игры крупнейший знаток народных игр и физического воспитания народов России XIX в. Е.А. Покровский выделял «кандалы», «колика-баба», «оловень» и др. 

Играющие встают в два ряда, лицом друг к другу, взявшись за руки. «Две равные партии выстраиваются двумя шеренгами (стенками) друг против друга ... причем крепко берутся за руки, образуя таким образом каждая партия крепкую цепь,» - пишет Е.А. Покровский о подобной игре.  

В наиболее распространенном варианте «разрывных цепей» играющие просто по очереди вызывают одного из игроков, называя его имя.

«Тили-рам, Тили-рам, кого вам, кого нам?» - спрашивает одна команда другую, а в ответ слышит имя одного из спрашивающих.

После вызова игрока происходит важнейший момент игры, когда вызванный игрок, разбегаясь с некоторого расстояния, старается грудью прорвать цепь команды, взявшейся за руки. Если это удается, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. А если нет, то сам остается в этой команде. Потом команды меняются ролями. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится более сильная команда, в которой будет больше игроков.

8) «Полено». В центре круга ставится полено. Все играющие встают по кругу и берутся за руки. Один из играющих (поочередно) подает команду, после которой все бегут по кругу до следующей команды (например, «Стоп!»). После этого играющие останавливаются и стараются затащить своих соседей в круг, чтобы кто-нибудь свалил полено. Сбивший полено выбывает из игры, которая продолжается. В игре должно принимать участие не мене шести человек.

9) «Сковорода». Все играющие встают в круг и берутся за руки. Тогда можно обозначить на площадке размеры «сковороды» - нарисованного или начерченного круга несколько меньшего размера, чем образованный взявшимися за руки игроками. После команды «Побежали!» (которую подают играющие по очереди или хором) все играющие начинают передвигаться по кругу по часовой стрелке - по солнышку. Затем следует команда: «Тяни!». После этого сигнала каждый играющий старается затянуть соседей в центр круга – «на сковороду». При этом все внимательно следят друг за другом. Тот, кто хотя бы одной ногой заступит за черту – «поджарится» - или расцепит правую руку, должен покинуть круг. Игра продолжается до трех или даже до двух победителей. Игра при этом переходит в простое перетягивание через круг, что является одним из традиционных видов игрового противоборства и было широко распространено в традиционной игровой культуре.

10) «Колокол». Все участники игры, берутся за руки, образуя кружок. Это по традиции называется «колокол». По уговору, по жребию или просто по очереди играющие по одному выходят в центр круга и затем стараются прорваться через сцепленные руки товарищей, т.е. вырваться из круга. Характер действий водящего заметно меняется в зависимости от числа образующих круг игроков. Если их 4-5 человек, то игра носит характер близкий к силовому противоборству. А в том случае, когда играющих 12-15 и более, игра становится похожей на традиционное для целой серии народных игр "разрывание цепей". В этом случае игра более соответствует названию, ведь водящему нередко приходится метаться как «язык» звонящего (зовущего) колокола.

Вариант 1. При большом числе участников могут избираться 2-3 водящих. При этом характер игры несколько меняется, становится более динамичным.

Вариант 2. Иногда игра имеет еще своеобразное продолжение - ловлю убегающего. Прорвавшись, играющий бежит от круга, а остальные составляющие круг игроки бросаются его ловить. Кому первому удается осалить или поймать убегающего, тот и получает право встать в круг и разбивать его в следующий кон.

11) «Пузырь». Все играющие, взявшись за руки и образовав круг. Сначала они небольшими шагами движутся к центру круга и делают движения руками вперед – «месят тесто». На слова «раздувайся, пузырь» начинают расходиться от центра и расходятся, насколько позволяют вытянутые руки. Когда произнесут «да не лопайся!», каждый начинает тянуть соседей, чтобы кто-нибудь разомкнул руки. Два «лопнувших» игрока идут в центр круга, где им может достаться от рук других игроков при следующем «замесе», поскольку игра обычно повторяется несколько раз до тех пор, пока в кругу не наберется определенное число играющих (договоренное заранее). Тогда проигравшим назначают игровое наказание, берут фант и т.п. Можно играть и на выбывание «лопнувших». В этом случае игра продолжается до тех пор, пока в кругу останется только три участника.

12) «Перетяжки стенка-на-стенку». Все участвующие в перетягивании сговариваются, образуя тем самым две примерно равные по силам команды. Далее все играющие становятся в одну линию таким образом, чтобы представляющие разные команды участники оказывались через одного, а все члены одной команды лицом смотрели в одну сторону, а противоположной - в другую. Все перетягивающиеся сцепляют свои руки, согнутые в локтях, с локтями соседей-противников. В результате и образуется своеобразная стенка, где каждая из команд старается перетянуть команду соперников в свою сторону, то есть туда, куда обращены лицом игроки этой команды.

Перетягивание обычно начинается по сигналу, а его результаты и команда-победитель определяются по оценкам наблюдателей. Проигравшими будут названы те, которые оказались оттесненными от исходной линии или те, кто допустили разрыв общей цепочки перетягивающихся. Постепенно у участников игры вырабатывается согласованная тактика командной борьбы, учитывающая как лучше расположить игроков по их силе, росту и т.п., что в большей степени определяет преимущество команд.

13) «Перетяжки через черту». Играющие проводят на земле прямую черту и, разделившись на две примерно равные по силе партии, становятся по обе стороны черты. Затем партии становятся одна против другой вдоль черты. Участники одной команды осуществляют взаимный захват кистей рук, участников другой команды и по сигналу начинается перетягивание.

Противники стараются перетянуть друг друга на свою сторону. Тот кого перетянули покидает игру, а перетянувший может помогать своему соседу. В этой борьбе торжество часто остается не на той стороне, где больше силы, но на той, где больше ловкости.

14) «Перетяжки со жгутом». В состязании участвует двое игроков. Они становятся на вертикально поставленные пеньки, высотой до 30 см. напротив друг друга и держатся за жгут. По команде старейшины участники начинают тянуть за жгут. Выигрывает тот, кто первым заставит соперника коснуться земли.

15) «Пятый угол», «найти (искать) пятый угол». 4-5 или более играющих выбирают водящего, которому и предлагается «найти пятый угол». Он становится в центр расположившихся вокруг него играющих и начинает медленно наклоняться и падать в сторону одного из игроков. Его нужно удержать и толчком рук направить его падение в направлении другого играющего. Тот, кто допустил падение водящего, то есть "дал найти ему пятый угол", становится на его место.

16) «Караван». В этой игре акробатического характера сила, устойчивость и выносливость каждого из играющих проявляется в совместном сооружении своеобразной живой пирамиды, башни, каравана и т.п. 

Играющие становятся в ряд друг за другом, положив руки на плечи стоящему впереди. Так образуется цепочка первого ряда (яруса) из наиболее крепких физически юношей, первый из которых выполняет роль направляющего. Другие играющие садятся на руки игроков, образующих первый ряд. Иногда на второй ряд садится еще и третий. Такой караван затем начинает двигаться, что доставляет удовольствие и играющим, и зрителям (девушкам, наблюдающим за игрой, взрослым и детям). Наконец, нижние не выдерживают тяжести верхних (или просто комически изображают это), и все играющие валятся на землю под общие шутки и смех.

Игры подобного типа отличаются преимущественно характером многоярусного построения играющих и особенностью сочетания в них спортивной состязательности и театрально-игрового элемента, свойственного народным потехам, цирку и другим играм-представлениям на праздниках.

17) «Вытеснение один на один». На земле рисуется круг. Двое участников игры пытаются вытеснить друг друга за линию круга. При этом можно использовать толчки руками и плечами.  

18) «Вытеснение стенка на стенку». Две примерно равные по силам команды располагаются друг против друга, лицом к лицу. Каждый играющий становится левым плечом вперёд, а второй рукой захватывает пояс рядом стоящего партнёра. Каждая из команд стоит плечом к плечу, ожидая условного сигнала к началу противоборства. После начала игры команды сближаются и стараются оттеснить команду соперников. Участники одной команды заботясь о том, чтобы помочь стоящим рядом товарищам по команде и чтобы стена не разрушилась. Такое противоборство обычно повторяется несколько раз – до трёх сходов. Если обнаруживалось явное превосходство одной из команд, то начинают с нового, более равного, распределения на партии. 

 

 

Материал подготовлен А.В. Орловым и А.С. Тедорадзе.