Обитатели лесного села Атманов Угол, жившие более изолировано, чем их степные соседи, значительно дольше сохраняли традиционный уклад жизни, не спеша переходить в зависимость от массового производства товаров, придерживаясь самодостаточности принципа народной традиции. Так например, ткацкие станки и разнообразные приспособления для возделывания и обработки льна и конопли,  до сих пор хранятся в доступном руке рабочем состоянии, тогда как в соседних селах их давно побросали на чердаки и в удаленные уголки амбаров и сараюшек. Домовитые хозяюшки до сих пор бережно хранят в фундаментальных «укладках» (сундуках) старинную одежду, позволяющую представить себе яркие картины прошлого.

СТАРИННАЯ ОДЕЖДА АТМАНОВСКИХ МУЖЧИН

Основу старинного мужского костюма атмановца составляют рубаха, подпоясанная кушаком, и портки из пестряди. Обычная мужская рубаха имеет косой ворот стоечкой,  украшенный вышивкой крестом, стебельком, как правило, используются растительные мотивы. Уже в конце века на смену домотканому холсту приходит серпинка и шелк. (См. фото 1.) На праздник рубаха подпоясывалась чаще ремнем, реже – подпояской, плетеным из шерстяных крашеных нитей поясом. Образ деревенского модника завершал картуз с козырьком, украшенный настоящим, либо бумажным цветком.

Фото 1. Рубаха из серпинки 

Особенностью мужской традиции является специальная бойцовская рубаха, которую посчастливилось отыскать участникам экспедиционных исследований, выполненных в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства «Комплексное изучение этнокультурной региональной традиции Тамбовской области» (музейное дело) от 20-го марта 2012 года № 95 - рп. (См. фото2)

Фото 2. Бойцовская рубаха

Бойцовская рубаха представляет собой тунику из «конопного» (из конопли) холста, под мышкой – ластовицы из крашеных мореной квадратов. Выразительны декоративные швы, скрепляющие части изделия: над «живой ниткой» чёрным по белому надстраиваются пирамидки, образованные тремя стежками низа и одним стежком верха.  (См. фото 3,4,5)

       

Фото 3,4,5. Элементы бойцовской рубахи

Ворота рубаха не имеет, по горловине слева находится вертикальный разрез. Горловина и разрез по периметру обшиты крашениной. Граница между белым краем горловины и крашениной декорирована вышивкой черными нитями в технике «роспись», мотив – «солярные знаки». (См. фото  6,7) К сожалению, вышивка по крашенине, обрамляющей горловину, почти утрачена, но очевидно, что орнаментальный мотив представлял собой чередование желтых фигур по лицевой и синих по изнаночной стороне прошвы по горловине. Заметны также отверстия, оставшиеся на прошве, что позволяет реконструировать очертания основного мотива, представляющего собой контуры песьей, либо волчьей головы. (См. рис. 1)

      

Фото 6,7. Горловина бойцовской рубахи. Рис. 1. Волчьи головы на прошве бойцовской рубахи.

Рукава рубахи – две-три четверти, характер края рукава, как и низа рубахи, заставляют заключить, что прошв по низу подола и рукава не было. Бойцовская рубаха надевалась на нижнюю, в отличие от которой не подпоясывалась кушаком в момент кулачного боя. По воспоминаниям старожилов традиционно на кулачки приходили еще и в поддевках, которые снимали перед боем. Бойцу полагались также шапка-картуз и сапоги. Записан также обычай обматывать накануне кулачек запястье красной шерстяной нитью, укрепленной крестообразно завязками-узелками.

СТАРИННАЯ ОДЕЖДА АТМАНОВСКИХ ЖЕНЩИН

Девицы носили сарафан-китайку, бумажную рубаху-«тушку» с пышным, украшенным кружевом или шитьем рукавом, занавеску. (См. фото 9).

Женщины носили домотканую красную юбку с вертикальными желтыми, зелеными, белыми полосами. Такая юбка имела бейку по подолу и затягивалась на талии шнурком. Вместе с юбкой носили конопные рубахи с многочисленными прошвами, ситцевыми вставками, декоративными пуговицами, лентами и пр. Панева местному населению известна как женская одежда соседних с Атмановым углом сел. (См. фото 10, 11, 12, 13). 

   

Фото 9. Рубаха «тушка». Фото 10. Одежда женщин.

   

Фото 11,12. Одежда женщин.

Разнообразны платки и шали. Самым дорогим платком считался «репесовый», из голубой, синей, фиолетовой парчи. «Дорогой», «заграничный», «жаркий» платок был шерстяным, его покупали на ярмарках в Моршанске и других городах. Местной традиции известны также платки: «па чёрнай зямле», «па пяску», «па глини». Все они зафиксированы в местной традиции. (См. фото 14,15). Выходной верхней одеждой служила плисовая корсетка со сборушками на отрезной баске. (См. фото 16).

Фото 13. Панёва - рубаха с граматикой.

      

Фото 14. Платок «па чёрнай зямле». Фото 15. Платок  «па пяску». Фото 16. Корсетка.

 

28 июля 2013 г. Материал подготовлен Л.Ю. Евтихиевой.