Курагод в Атмановом Углу на Успеньев день носит название -  «Боярское колесо», что само по себе уникально и в других местах Тамбовщины не фиксируется.  Опираясь на научно-исследовательский и экспедиционный материал мы сделали вывод, что это название мотивируется смыслом престольного праздника Успения, чему соответствует семантика орнаментального мотива «боярское колесо» на погребальных полотенцах (см. "ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ МОТИВЫ").

Курагод "Боярское колесо"

Термин «боярское колесо» является отголоском архаичного обычая сельской общины ходить на Успение «к боярину на двор» с последним снопом и ржаным венком, после совершения соответствующих обрядов в поле; боярин угощал всех пивом и на дворе устраивалось курагодное гуляние, т.е. «боярское колесо»  - это гуляние селян с боярской семьей на боярском дворе.

Сегодня на Традиционных играх Атмановские кулачки курагод «Боярское колесо»  проходит в соответствии с неписанными, но хорошо известными в тамбовской фольклорной традиции правилами инструментальной игры, исполнения частушек и плясок.

Игровая культура куста сёл в окрестностях Атманова Угла достаточно разнообразна, она включает игры: обрядовые, курагодные, посиделочные, подвижные, интеллектуальные. Традиционные игры предполагают специально оборудованную площадку и специальные предметы: биты, палочки, «кружало», «рели», «чухи», «казанки», «кубарь», «кнут», «ножичек», «мяч» (как вариант – «мечик»), «кольцо»,  «платок», «ледянки» и пр.


Поскольку все игры существуют, благодаря использованию локального варианта этнокультурного языкового кода, классификационные признаки, на основании которых мы выделили вышеназванные группы, могут совмещаться и просматриваться в анализе культурного смысла той или иной игры. В целом, игры обеспечивали необходимую для поддержания физического и духовного здоровья активность населения, а также сохранность традиции, так как в игре часто обнаруживаются древнейшие этнокультурные пласты.

Подтверждением сказанному служат и атмановские кулачки, в которых мы можем обнаружить и связь с обрядовой календарной традицией, и с соревновательными, конкурирующими отношениями между отдельными лицами мужской группы населения и между сообществами. Кулачки предполагают наличие интеллекта, силы, и ловкости.

Особое место в игровой традиции и в традиционном праздновании престольного Успеньева дня принадлежит курагоду и курагодным играм.

Курагодными называют игры, предполагающие сообщество людей одной возрастной группы, объединенное общим интересом – «себя показать и на людей посмотреть». Игровая деятельность в курагоде обозначается глаголом «курагодиться», т.е. быть в курагоде. Людей, умеющих курагодиться, называли «курагодными», субстантив «курагодный» обозначает участника игры. 

Вспомнив о том, что «боярским колесом» называется орнаментальный мотив на погребальном полотенце, можно было ожидать на Успение и орнаментального курагода, но нет. Робкие следы орнаментальной традиции читаются теперь только в детских игровых курагодах с определенными движениями, например, курагод «Как на Машины минины испикли мы кыравай».

Однако орнаментальные курагоды в Атмановом Углу некогда бывали, об этом свидетельствует бытование песни «Стоит кузня», которая в соседней Рязанской области описана как орнаментальный хоровод. А вот рязанский хоровод «Змейка», описанный К. Голейзовским, пока не удалось обнаружить, хотя праздничный женский наряд с «задовыми лентами», живописно развевающимися во время «змейки», прекрасно сохранился в местной традиции, сохранилось так же выражение - «ходить змейкой».

   

Курагод «Боярское колесо» организуется по следующему сценарию: со всех порядков села Атманов Угол, а также из соседних сел, идут группы празднично наряженных людей, как правило, с гармонистом,  «прибасают частушки».  

Иногда, в ожидании кулачного боя, «болельщики» различных сторон кулачащихся «задирают друг друга», то есть «прибасают частушки с намеком».

Это што эта за дрынка

Против нашива кала?

Эта Крым и Лягущёвка

Против нашива Сяла.

(Порядки «Крым» и «Лягущевка» выступали против порядка «Село»)

Ны Парадки все парядки,

Как грыбочки у дубка.

Никагда вы ни пабьётя,

Каратка у вас рука.

 

На Парадки наш парядки,

Кырянныя все зубки.

Разварачивай аглобли -

У вас руки кыратки.

В разгар кулачной схватки, пение смолкало, заглушаемое криками сочувствующей публики. После замирения кулачившихся сторон всем курагодом идут угощаться, после чего, собственно, и собирается «боярское колесо», когда все маленькие «шаечки» «гуртуются» в общий курагод.

Хотя в курагодном гулянии «Боярское колесо» люди не держатся за руки, ощущение сопричастности к общему  веселью ярко выражено, да и сам термин «курагод “Боярское колесо”» надёжно хранит связь с древним обычаем.

Основной интригой «Боярского колеса» были состязания  гармонистов – «кто кого переиграет»; плясунов и плясуний («плисия») – «кто кого перепляшет»; частушечников («прибасница», «курагодница», «закоперщица») – «кто кого сшибёт», «петь на сшибок».

Игровые курагоды.

Игровой курагод включает в себя состязательные моменты, а содержание передается через диалог солиста и хора или двух групп. Здесь очень важна мимика, жесты и артистизм солиста, который передаёт различные образы и характеры героев. Чаще всего персонажи таких курагодов – это животные и птицы, участники подражают их повадкам. Иногда в содержании передается быт и жизнь народа. Часто используются предметы: платок, венок, лента, палка, которые также служат символами. Например, венок символизирует брачный союз, платок – подушку или перину. Рисунок построения таких хороводов простой – это круг, линия или пары. В центре круга и происходит действие. Таковы песни «Сеяли девушки яровой хмель», «Посеяли девки лён», «Лён зеленой», «Сею, вею», «А мы просо сеяли».

Местная традиция знает и отдельные игровые курагоды, в которые собиралась молодёжь и дети.

Основной темой молодёжных игровых курагодов было знакомство и выбор предполагаемого брачного партнёра, так как время для такой задачи считалось самым подходящим. Жители села до сих пор прекрасно помнят, что в этот день ходили в церковь семьями, девушки вплетали в косы голубые ленты как знак Богородицы, а свахи приглядывали подходящие пары.

Относительно хорошо сохранился курагодный поцелуйный обычай, когда под песню поочереди в кругу ходили парни и девки и на определенные слова выбирали себе объект для поцелуя. Вот один из вариантов молодёжных поцелуйных курагодов. Стоящие в кругу парни и девушки поют:

Ходить паринёк малодинькяй,

Спинажачок на ём каротинькяй,

А он ходить, да пагуливаить,

Папиросачкяй пакуриваить.

Ай, што ж, ай, што ж,  ай, што ж?

Пацалуй, душа (имя парня) каво хошь.

В конце пения парень, держа в руке платок, подходит к понравившейся ему девушке, кланяется, передает платок и целует в щёчку. Девушка тоже кланяется, берет платок и выходит в центр курагода. Ей поют:

Ходить девушка малодинькя.

На нёй платица каротинькя,

Ана ходить улыбаица,

Сваво друга дажидаица.

Ай, што ж, ай,што ж, ай, што ж?

Пыцалуй, душа (имя девушки) каво хошь.

Если девушка выбирает того же парня, то они становятся рядом. А в курагод выходит парень, которому они передают платок. Дальше курагод продолжается тем же порядком.

Иногда поцелуйное действие дополняется еще и соревновательностью. Наиболее известным такого рода курагодом является «Вышенка», которая играется так:

В кругу на пеньке (брёвнушке, стульчике, скамеечке) стоит «Вышенка» (девушка), которая держит в руке платок, высоко подняв его вверх. Вокруг неё ходит «Казачек» (парень). Курагод поёт:

Вышенка моя заалела.

Ой, лёли, лёли, заалела.

Заалела, вся паспела.

Ой, лёли, лёли, вся паспела.

На следующие слова «Казачок» (парень) подходит к «Вышенке» и пытается, не толкая и не снимая девушку, вырвать платок, который девушка не отдает.

Вышел казачок ва зилёнай сад.

Ой, лёли, лёли, ва зилёнай сад.

Ва зилёнай сад. Вышинки висят.

Ой, лёли, лёли, вышинки висят.

Если на время этих слов «Казачок» сумел вырвать платочек, то ему поют:

Казачок прыгал

Сладку вышинку дастал.

Если не вырвал, то ему поют:

Казачок прыгнул,

Толька ветычкю сагнул.

Или так:

Он такой бальшой, высокай,

Толька веники ламать.

Правадил мине да дома – 

Ни сумел пацылавать.

В первом случае парень снимает девушку с пенька и целует. Во втором случае на его место приходит следующий и игра повторяется, либо парень еще раз пытается справиться с задачей. Если курагоду «Казачка» жалко (иногда девица бывает высокой, да и не хочет, чтобы парень её целовал), то парни-дружки его подкидывают вверх, и он вырывает платок.

В иных местах в ту же игру играют иначе: девушка не держит в руках платка, а парень прыгает и пытается её поцеловать.

В другом случае девушка не стоит на пеньке, а бегает с платком от парня, который пытается её догнать и вырвать платок, после чего он имеет право поцеловать девушку.

В игровых курагодах ключевым действием могли быть «догонялки». Одним из таких курагодов является широко распространенная «Заря». «Заря» («вада») ходит за кругом со жгутом в руках (это может быть скрученное полотенце, платок, ремень), во время того, как стоящие поют, он незаметно позади одного из стоящих кладет жгут. Тот, за кем оказался жгут, поднимает его и хлещет одного из стоящих рядом, приговаривая: «Не спи, зОрю». Последний же, подгоняемый жгутом, должен побежать в одну из сторон курагода, чтобы вновь занять своё место. Если это раньше удавалось сделать «Заре», то «вадой» становился гонимый жгутом. Если нет, то «вадой» оставался «Заря». Бывало и так, что поющий, за которым клали жгут, не замечал этого. Тогда «Вада» по кругу вновь подходил к нему и ударял жгутом, приговаривая: «Не спи, не спи». Во всё время игры звучала песня:

Заря, заряница.

Красныя дивица,

По палю хадила,

Ключи абранила.

Ключи ни прастыя,

Кольцы залатыя.

Кольцы залатыя,

Ленты галубыя.

Куда дева ходить,

Тама зимля родить.

Куда девы косы –

Там духмяны росы.

За крылечка вышла,

За вадой пашла.

Встречается и такой вариант игры, когда курагод разбивается на «стенки» (команды). «Стенка на стенку» играли в «Прясло», «А мы просо сеяли», «Али-баба», «Бояре», «Цепи», «Чёрные чернила».

Большая часть из названных игр описана в специальной литературе, но, к сожалению, не вернулась в живую среду и мало знакома детской и молодёжной аудитории.

28 июля 2013 г. Материал подготовлен Л.Ю. Евтихиевой.