Древнейшим видом традиционной русской состязательно-игровой культуры являются игры с палками и деревяшками с метанием палки в цель – городки, рюхи, чурки, свинки [8, 313-317; 4, 134-146]. В Словаре В. И. Даля читаем: «рюхи, рюшка или мн. Рюхи, игра в чурки, чушки, свинки, городки, где рюху или чурку сбивают палкою, броском; рюха же, коли кто развалит швырком грудку рюх, не выбив ни одной из города» [5, 123]. Первое описание игры в городки, зафиксированное в литературе, по-является в анонимном сборнике «Игры для всех возрастов», вышедшем в Санкт-Петербурге в 1844 г. Издание включает описание более 100 игр и забав, распространенных в народе. Игры с городками помещены в раздел «Игры с палками и деревяшками». Автор отмечает, что «эти игры, при занимательности своей, дают телу ловкость, в особенности увеличивают си-лу руки и верность глазомера… В нашем Отечестве эти игры в большом употреблении» [6, 55].

Схема расстановки рюх перед началом игры.

В следующем по времени «Сборнике игр и занятий для семьи и школы», составленном В. Висковатым в 1875 г., указывается, что деревянные чурки называются рюхами, и в каждый «город» их устанавливают по 6 штук. В игре участвуют две партии, а победившей считается та партия, которой раньше другой удается выбить рюхи из «города» соперников («города» имеют форму круга). «По окончании игры партии меняются города-ми и проигравшая партия обязана построить два города, т.е. расставить рюхи» [3, 491-494]. Описание игры в городки-рюхи включены в знаменитую книгу Е. А. Покровского «Детские игры, преимущественно русские» (1887 г.) [8, 313]. Наиболее полный обзор этнографических источников по игре в рюхи дается в монографии Б. В. Горбунова [4, 134-146]. Во всех перечисленных сборниках игра в рюхи представлена как аналог игры в «городки», характерный для северных, северо-западных и центральных районов России. Судя по перечисленным источникам, играм с городками-рюхами свойственна вариативность. Количество выставляемых с одной стороны рюх может варьироваться от 3 до 50, сами рюхи на игровом поле могут находиться: только в лежачем положении; только в стоячем положении; комбинация из лежачих и стоячих рюх. Если еще в конце 1980-х гг. исследователи-этнографы могли наблюдать простейшие варианты игр в рюхи в среде детей школьного возраста [10, 38], то к началу XXI в. эта игра, как и многие другие русские игры, считалась практически исчезнувшей из народного бытования. На фоне социокультурных процессов рубежа XX – XXI вв., приводящих к исчезновению в нашей стране традиционных форм досуга, факт бытования в г. Осташкове Тверской области игры в рюхи в аутентичной форме можно назвать чудом. Авторы данной статьи узнали об этом факте в 2012 г. благодаря интернет-ресурсам – фото и видеороликам, сделанных туристами. В июне этого же года мы провели экспедиционный выезд с целью участия в игре 11 июня 2014 г., записи правил, фото и видеосъемки игры.

 

Сергей Мещеряков (второй слева) с участниками игры. Фото Виктора Колчева.

 

Сведения об игре в рюхи в Осташкове обнаружились в материалах «Словаря русских народных говоров», в котором приводятся данные из книги И. И. Карпова «Краткий очерк простонародных слов, преимущественно Новоржевского, Опочецкого, Островского, Порховского и Псковского уездов Псковской гу.бернии и Осташковского Тверской» (1855 г.)  . В словаре приведены игровые термины, некоторые из них осташи исполь-зуют до сих пор: рюхаться – играть в рюхи, рюх – чурка для игры в рюхи, рюхалка – бита при игре в рюхи, рюшник – любитель играть в рюхи [9, Вып. 35, 328-330], зажигать – бить первому в игре в рюхи [9, Вып. 10, 86]. По источнику 1908 г. приведен термин скалба – палка, бита для метания: «Скалба и рюх – два предмета игры в городки» [9, Вып. 37, 373]. В современном разговорном языке в Осташкове до сих пор употребляется слова «скалба» и «зажигать», а вот чурочки для игры современные игроки называют «рюхами» (мн. ч.), «рюшка» (ед. ч., жен. род), «рюшок» (ед. ч., муж. род). Итак, самые ранние сведения об игре в рюхи связаны с Осташковом и относятся к 1855 г. – времени Крымской войны! Удивительно, что с этого времени до начала XXI в. игра была вне поле зрения этнографов-исследователей.

 

 

Фото слева. Алексей Алексеевич Петров (1956 г.р.) метает скалбу в рюхи соперников. Фото Виктора Колчева.

Фото справа. Виктор Колчев со скалбой для игры в рюхи. На переднем плане - ряды выстроенных для игры рюх. Фото Сергея Мещерякова.

 

Игроки под руководством Н.А. Петрова (1949-2014) (крайний справа) расставляют рюхи перед игрой. Фото Виктора Колчева.

 

Уникальность ситуации состоит не только в том, что до нас дошли аутентичные правила игры и сохранились носители-осташи (некоторым из них уже за 70 лет), но и в том, что игра в рюхи взрослого мужского населения (дети играли в любое время) привязана к календарному циклу. Как отмечают историки, еще в конце XIX в. «уклад жизни [осташей] был отмечен традиционностью, отличался усердием к религиозным обрядам, церковным службам, церквам, монастырям» [2, 77]. Массовые игры в рюхи устраивались в дни трех православных праздников: 2 августа – Ильин день, 19 августа – Преображение Господне (Яблочный Спас), 10 августа – день Смоленской иконы Божией Матери, особо почитавшейся осташами. Интересно, что в каждый из этих праздников игра происходила в разных исторических районах Осташкова: на Ильин день – в «Америке» (старинное название «Ольшица») на улице Селигерная; на Преображение – в «Центре» («Набережная», «Стадион») на месте стадиона «Спартак» (бывший «Труд»), в настоящее время – на городской набережной; на Смолен-скую – в «Кустке» («Кожзавод» «Смычка») на улице Кузнечная. В настоя-щее время проводят соревновательные игры только два района – «Кустка» («матка» Н. А. Петров, 1949 г. р.) и «Америка» («матка» В. П. Черменин, 1948 г. р.). Примечательно, что во всех районах игра происходила и про-исходит в прибрежной зоне озера Селигер. С этим озером неразрывно связана судьба многих осташей – потомственных рыбаков. Ещё c конца XVI в. – времени превращения ряда деревень в Осташковскую слободы – «жители занимались рыбным промыслом, кожевенным и плотницким делом, сельским хозяйством» [1, 55]. Многие из современных игроков рюхи, с которыми нам довелось встретиться, например, братья Н. А. Петров и А. А. Петров в прошлом – потомственные рыболовы. По их словам, «рюхи» – игра рыбацких артелей. По свидетельству старейшего игрока в рюхи – Н. М. Орлова (1934 г. р.), – подобную игру в рюхи с подобными правилами он наблюдал в деревне Овинец (Осташковский р-н), где играли местные жители с гостями из другой деревни. Подробности по игре в этой деревне авторам ещё предстоит выяснить в следующей экспедиции.

 

Рюхи расставлены перед игрой. Фото Виктора Колчева.

 

Среди осташей-игроков в рюхи бытует легенда, согласно которой иг-ра в рюхи происходит от воинских забав новгородских воинов. Когда Александра Невского пригласили на новгородское княжение (в 1236 г.), он познакомил своих воинских начальников игре в рюхи, а они стали использовать игру при подготовке простых воинов-ополченцев. Важность игры состояла в том, что игра развивала не только необходимый воину глазомер: метание с замахом тяжелой дубинки укрепляло руку, после чего рубящая техника клинком и топором ополченцу давалась очень легко. Эту легенду рассказали нам игроки в «рюхи» Ю. А. Матросов (1948 г. р.) и один из лучших («верховых») и старейший игроков в рюхи В. С. Егоров (1940 г. р.) . «Эту игру придумал Александр Невский для своих офицеров, для развития руки, потому что раньше мечами воевали и пиками… Скалбы были от двух до шестнадцати килограммов веса. Потом, глядя на них, ста-ли и солдаты заниматься эти делом, и пошла эта игра по всей России. И вот от этих «рюхов» пошла «дочерняя фирма» – «городки».

В игре соревнуются две команды, в состав которых обычно входит обычно 5-7 человек игроков-мужчин. Каждая команда выбирает из своего состава «матку» – самого опытного игрока. Игровая площадка – плотный ровный грунт (дорога) или травяное поле – и свободная зона справа, слева и сзади от квадратов. Каждая команда чертит на игровой площадке свой «город» – квадрат примерно 5 на 6 м, отмеряя размеры скалбами. Расстояние между городами примерно 5 метров (5 скалб). Стоя внутри квадрата, игроки каждой команды отступают от правого угла 1 метр (одну скалбу) влево и перпендикулярно каждой ближней черте чертят «линию» – короткую черту. После этого начинается расстановка рюх на игровом поле. Каждая команда в «городе» выставляет от 50 до 120 рюх – в зависимости от количества игроков в команде. Большая часть рюх – небольшие березовые столбики высотой 8,5 см и 7 см шириной. Меньшая часть – столбики побольше – 9 на 8 см. Большие рюхи составляют первую линию, малые – вторую, третью, четвертую и пятую. Для выбивания рюх используются скалбы – тяжелые березовые биты-палки, размер и толщина которых каждый игрок выбирает индивидуально, но длина соответствует расстоянию от земли до низа живота игрока. Цель игры – выбить все рюхи вражеского «города» из определенной зоны.

Когда рюхи расставлены, игроки-«матки» жеребьевкой выбирают «города» для своих команд: один из «маток» берет скалбу, подбрасывает ее вверх, закручивая так, чтобы она несколько раз прокрутилась в воздухе и упала на землю. Куда указывает рукоятка или комель палки (по договорённости), тот «город» занимает та или иная команда. После этого таким же способом определяют, какой команде «зажигать» (начинать игру): на какой «город» указывает рукоятка или комель брошенной скалбы, той команде и начинать. «Матки» в командах определяют очередность бросков игроков и каждому игроку, в соответствии с мастерством, присваивает но-мера – «первый» (сам «матка»), «второй», «третий» и т. д. Первым из «зажигающей» команды бьет «матка» и совершает «откол» – старается «отколоть» от как можно больше рюхи от левого, слегка повёрнутого края строя рюх соперников. Совершив один бросок, «матка» руководит другими игроками: оценивает ситуацию и советует, куда и откуда бросать игроку. 

Вначале все игроки «зажигающей» команде бьют только по одному разу. После того, как отбросает «зажигающая» команда, игроки другой команды совершает по два броска, и другая команда тоже (и так до конца игры). После каждого броска игрок другой команды убирает скалбу с игрового поля, чтобы она не мешала следующему броску. Как только из квадрата команды соперников удается выбить хотя бы одну рюху, игрокам бросающей команде разрешается (по необходимости) во время броска от-ходить от квадрата в сторону, но не пересекать переднюю линию. Кроме этого, если не мешают собственные рюхи во время броска из своего «города» разрешается заступать левой ногой за переднюю линию. После выполнения бросков всеми членами «зажигающей» команды очередь совершать броски переходит к другой команде. 

Поначалу игроки бросают скалбы, находясь внутри своего квадрата за рядами своих рюх. Скалбу метают так, чтобы получилось прямое попадание в левый край ряда рюх противника и стараются комлем скалбы «от-колоть» влево как можно больше рюх. Когда игрокам удается развалить ряды рюх, продолжают бить комлевой частью, но с разворотом, чтобы скалба закручивалась и выбивала как можно больше рюх. На этапе, когда в «городе» команды соперников остается небольшое количество поваленных рюх («лежаков»), игроки начинают бросать палки несколько другим способом – запуская по земле за два метра до цели, но стараются метнуть так, чтобы скалба не останавливала своего движения в «городе» и вылета-ла за его пределы. Выигрывает та команда, игроки которой скалбами раньше выбьют из города противника все рюхи. Однако, если первая команда выбила у второй все рюхи, игра не заканчивается, вторая команда получает право «добивки»: бросает в «город» первой команды те скалбы, которые были запущены в их «город» последними. Если им удается вы-бить все рюхи первой команды, то объявляется «ничья», и надо отметить, что равным счётом оканчивается большее количество игр в рюхи. После проведения трех игр подряд команды меняются местами. Обычно играют 3-4 часа, и если всё-таки определяется победитель, проигравшая команда выставляет угощение победителям.

Как уже было сказано, у игроков в рюхи существует особая терминология, представляющая интерес для специалистов-языковедов. Так, вертикально стоящие рюхи называются «стояками», поваленные но не выбитые из «города» рюхи – «лежаками». Если брошенная скалба двигается по земле, не задевая рюхи, находящиеся справа и слева, то осташи говорят «щучкой прошла». А вот если летящая скалба отскакивает от земли и случайно попадает зазевавшегося игрока команды соперников, это называется «под-ковать».

Наблюдение за игрой в рюхи в г. Осташкове подтверждает ранее вы-сказанное мнение исследователей о воинском характере игры. В основе игры в рюхи лежит сюжет штурма обороняемой солдатами (рюхи) крепости («города») посредством ее обстрела (метание скалб) [3, 144]. На это же указывает именование в некоторых регионах, например, в Архангельской губернии, самих участников состязания «рюшным войском» [6, 154-155].

Нельзя не отметить интерес к игре со стороны администрации г. Осташкова. В начале 2010-х гг. игру в «рюхи» стал поддерживать местный отдел по физкультуре и спорту. В День города (последняя суббота мая) в Международный День пожилого человека (1 октября) на городской набережной Осташкова уже четвёртый год проводится городское и районное первенство по «рюхам». Эта игра включена в программу спартакиады сельских поселений района. Второй год игру в «рюхи» осташи проводят в посёлке Сельхозтехники на День посёлка (19 июля). Кроме этого, проводятся соревнования среди школ и средних образовательных учреждений. Будем надеяться, что совместными усилиями энтузиастов и местных органов власти игра и дальше сохраниться в аутентичном виде.

 

Литература

1. Барсегян Т. В. Селигерские земли: Путеводитель. – М., 1988.

2. Барсегян Т. В. Образец российского градоустройства // Памятники отечества. – 1991. – № 2. – С. 72-83.

3. Висковатый В. Сборник игр и занятий для семьи и школы. – СПб., 1875.

4. Горбунов Б. В. Воинская состязательно-игровая традиция в народ-ной культуре русских: Историко-этнографическое исследование. – М., 1999.

5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1956. – Т. 4: Р-V.

6. Игры для всех возрастов. – СПб., 1855. – Ч. 1.

7. Материалы по этнографии русского населения Архангельской гу-бернии, собранные П. С. Ефименко. – М., 1877. – Ч. 1. – (Тр. Этнографиче-ского отдела Имп. общ-ва любителей естествознания, антропологии и эт-нографии при Мос. ун-те. Т. 30. Кн. 5. Вып. 1).

8. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М., 1887; 2-е изд. 1895 и репринт. изд. – СПб., 1994.

9. Словарь русских народных говоров. – Л.: «Наука», 1974. – Вып. 10; СПб.: «Наука», 2001. – Вып. 35; СПб.: «Наука». – Вып. 37.

10. Традиционные новгородские игры и забавы / Авт.-сост. С. В. Григорьев. – Новгород, 1991.

 

Список информаторов

1. Егоров Виктор Степанович, 1940 г. р., г. Осташков.

2. Кошкин Нил Нилович, 1935 г. р., г. Осташков.

3. Матросов Юрий Алексеевич, 1948 г. р., род. в г. Вышний Волочок, живет в Осташкове.

4. Михеев Юрий Михайлович, 1951 г. р., род. в военном городке Сер-толово Ленинградской обл., живет в Осташкове.

5. Орлов Николай Михайлович, 1934 г. р., г. Осташков.

6. Петров Николай Алексеевич, 1949 г. р., г. Осташков.

7. Петров Алексей Алексеевич, 1956 г. р., г. Осташков.

8. Черменин Владимир Павлович, 1948 г. р. г. Осташков.

 

Примечания

1.   Краткий сборник простонародных слов преимущественно Новоржевского, Опочецкого, Островского, Пор-ховского и Псковского уездов Псковской и Осташковского Тверской губерний / Собрал окончивший курс Псковской губернской гимназии Ив.Ил. Карпов. СПб., 1855. (Рукописный отдел БАН, 17.10.16.).