По материалам газеты «Московский комсомолец»

Автор: Михаил Карасёв

О традициях русских кулачных боев многие знают со школьной скамьи — читали в рамках программы Лермонтовскую песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Но мало кто знает, что традиция биться «стенка на стенку» практически прекратилась в советских селах лишь в 60-70 годах прошлого века. А в тамбовском селе Атманов Угол и того позже — лишь лет десять назад.

О том, что кулачные бои жили на Тамбовщине «до последнего» узнали активисты региональной Федерации кулачных боев в ходе этнографических экспедиций.

— С 1998 года мы изучали народные традиции, — говорит вице-президент Тамбовской региональной общественной организации «Федерация традиционного рукопашного боя» Анатолий Тедорадзе. — Тогда-то и появилась мысль возродить народные праздники.

Первый праздник в селе Атманов Угол прошел два года назад. Его организовала федерация совместно с Тамбовским обществом любителей краеведения (ТОЛК), и он вызвал интерес не только у спортсменов-кулачников и краеведов, но и у местных жителей.

По словам г-на Тедорадзе, идея возрождения национальных видов спорта и народных забав бродит по России:

— На наш призыв возродить престольный праздник Атманова Угла откликнулись и фольклорные коллективы, и представители федерации русской лапты — приехали две команды из Ярославля и Тулы, были гости из столицы.

Раньше большие кулачные бои в Атмановом Углу проходили, по меньшей мере, три раза в год. Но наиболее масштабный характер они приобретали в конце августа — в престольный день сельского храма, когда село билось половина на половину.

— Село делилось на две команды — по берегам реки Пишляйка, — вспоминает местная жительница Екатерина Дьячкова. — Бились так, что выбитые зубы во все стороны летели. Без синяков никогда никто не приходил. Причем свои зубы на лугу никто не оставлял. Их потом искали, зажимали в кулак и несли домой — в ларец прятать на память.

В этом году 26 августа, накануне праздника Успения, в Атмановом Углу состоялись уже вторые традиционные игры «Атмановские кулАчки». Причем на сей раз трехдневный праздник прошел под эгидой комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.

— Участники праздника смогли принять участие в самых разнообразных играх, — рассказывает Анатолий Тедорадзе. — Играли в клек, в чижа, в перетяжку, сигучки, устраивали палочные бои.

А вот в лапту играли почти профессиональные детские команды, и в борьбе за-вороток тоже участвовали в основном спортсмены. Зато в «гвозде программы» — кулачном бое «стенка на стенку» — принимали участие и жители села, от мала до велика. Даже пожилые мужчины решили тряхнуть стариной. А женская половина поучаствовала в масштабном хороводе — он заполнил он почти все поле перед сельским клубом.

По словам г-на Тедорадзе, существуют традиционные правила проведения кулачных боев. Предшествует им «уговор», который проходит между участниками накануне. А основные правила таковы:

— вести бой честно «по любви»;

— «в зашей» «в тыл» не бить;

— «с крыла» (сбоку, когда соперник не видит) не бить;

— лежачего не бить;

— ногами, с подножкой не бить;

— закладок не иметь.

Обряд состоит из трёх частей: зачина, собственно боя и замирения. В зачине бойцы собираются на главной площади села в составе своих партий. Вместе с партиями по селу идут зрители состязаний, а партии по древней традиции ведут гармонисты.

По традиции же кулАчки начинают дети, затем их сменяют подростки и в завершении праздника бьются взрослые бойцы. Задача боя — прогнать команду соперников на их сторону села. Как только она достигнута, бой прекращается. Заключительная часть кулАчек — замирение — происходит за общей трапезой. Бойцы вспоминают удачные моменты боя, делятся впечатлениями, договариваются о следующих боях.

Праздник в Атмановом Углу — единственный в своем роде, — говорит доктор исторических наук профессор Борис Горбунов. — Национальные единоборства в России возрождают многие народы, но кулачные бои пока никто не реконструировал. Причем тамбовские бойцы наиболее близки к историческим традициям.

Рязанца Бориса Горбунова называют экспертом в области традиционного рукопашного боя. Именно он впервые разработал спортивные правила по русской народной борьбе «за вороток».

— В нашей стране сложилось так, что малые народы более внимательно относились к своим национально-культурным традициям, поэтому подобные праздники есть у якутов, у бурятов, а вот на территории Европейской России это уникальный опыт, — говорит президент Федерации исконных забав и этноспорта России Алексей Кыласов. — Наша федерация готова предложить его в качестве модельного и для других регионов.

По словам г-на Кыласова, именно в Атмановом Углу он впервые в живую увидел традиционные кулачные бои.

...Шесть раз шли «стенка на стенку» две команды кулачников в красных и синих майках под песни и музыку фольклорного коллектива «Покровская слобода». Бились с удовольствием и даже со смаком. И в итоге победила дружба, хотя без разбитых носов не обошлось. После боев участники пошли пить чай из самоваров.

В следующем году, по словам начальника управления по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области Михаила Белоусова, игры должны получить официальный областной статус и войти в календарь спортивных праздников региона. А председатель ТОЛКа, краевед Михаил Семенов, добавляет, что возрождение национальных традиций — одна из главных задач энтузиастов, поэтому год от года праздник будет становиться масштабнее и красочнее.