Кукла в народной традиции никогда не была обыкновенной игрушкой. Конечно, издревле существовали особые куклы, которые служили оберегами или использовались в обрядах. Но и самая простая кукла для детворы в сущности никогда не была так уж проста. Она воплощала все лучшие качества народа, служила своего рода идеалом. Вот и узелковая кукла «Ломец – Атмановский боец», которой тешились наши дедушки, – не просто тряпка на деревянной крестовине. Это олицетворение мужества и лучших бойцовских качеств. Это, если угодно, целый пласт истории района.

 

 

ЛОМЕЦ ПРОТИВ СУПЕРМЕНА

Две деревянные палочки, связанные крест-накрест, натянутый на них холст, увязанный в виде человеческой фигурки; ручки, набитые камешками – для лучших бойцовских качеств, ведь ломец должен активно работать руками. Вот он весь в своей немудреной красе. В старину мальчишки забавлялись тем, что с помощью таких кукол состязались в «кулачках». На голову кукольным ломцам надевали шапки – и пошла потеха. Задача – сбить шапку соперника.

Об Атмановских кулачках, их традициях и возрождении в наши дни мы писали не раз. Трижды в год – на Пасху, Троицу и Успеньев день (Успенье Пресвятой Богородицы) стекался в село народ. Шли посмотреть на кулачные бои или поучаствовать в них, шли частушечники, гармонисты, плясуны и прибасники – похвалиться своим мастерством. Слава о сильнейших бойцах шла повсюду. Самых сильных, самых умелых бойцов называли ломцами.  

Их олицетворением и являлась эта кукла, ставшая непременным атрибутом праздника. Ее посвящали самому почитаемому члену общины села. Ну совсем как современные мальчишки играют фигурками героев фильмов и мультиков. Только вот нынешний Супермен против такого ломца пожиже будет. И прежде всего, потому что нашей традиции чужд. Наши богатыри испокон веков не только кулаками брали, но и смекалкой, а главное – силой духа и любовью к родной земле. А что супермены без своей супер-силы? Так, петрушки…

– Исследователи давно отметили, что народная кукла существует не только как игрушка, занимающая внимание ребенка в часы досуга, но она закрепляет в сознании ребенка первичные представления о сложном мире культуры, о социальных ролях и статусах группы, к которой он принадлежит, – отмечает руководитель молодежного православного фольклорного театра «Покровская слобода» Людмила Евтихиева.

 

КУКЛА ДЛЯ БУДУЩИХ МУЖЧИН

Разумеется, такая кукла предназначалась исключительно для мальчиков, будущих защитников отечества. Вообще говоря, на Тамбовщине «мальчуковые» куклы – редкость. Память о подобных игрушках сохранилась в Сампурском, Инжавинском и Кирсановском районах. Называли ее «куклачок».

Обычно кукла для мальчиков была предельно проста. Это чурочка, подпоясанная кушачком. Были, правда, и куклы-мальчики в шитой одежде. Ими играли в свадьбу и в дочки-матери, но это уже игра не только для мальчиков.

Как мы уже говорили, основой для ломца служила крестовина. За палочками для нее ходили «во борок», то есть в сосняк или ельник, которые окружают Атманов Угол. Хвойное дерево вообще было частью мужской традиционной культуры. Старожилы вспоминают, что ломца мальчики делали сами или с участием старших мужчин. 

Еще один интересный факт: село находится в зоне расселения мордвы-мокши. А в их традиции хвойные деревья символизируют вечную жизнь, бессмертие, они способны наделять человека физической и духовной силой.

Так вот что такое представляет собой эта незамысловатая кукла – воплощение физической крепости и духовной силы. Настоящий богатырь, только игрушечный. Наверняка, стать таким ломцом мечтал не один мальчишка, с завистью наблюдавший за кулачным боем.

Кстати, у ломца много общего в другими куклами. Он напоминает обережную куклу «Крестец», которая тоже имеет в основе крестовину и изготавливается только представителями мужского пола. Но, в отличие от «Крестца», ломец приурочен к кулачным играм. Имеет он сходство и с куклой «Симеон Столпник», которая тоже снабжена одеждой и «двигается» с помощью вращения крестовины. А еще ломец напоминает обрядовые куклы «Спиридон-солнцеворот» и «Козьма и Демьян» тем, что приурочен к определенному празднику – «Успеньеву дню».

 

НА КУЛАЧКИ - СО СВОИМ ЛОМЦОМ

В этом году на празднике «Атмановские кулачки» можно будет научиться изготовлять такую куклу самому. Впрочем, зачем ждать? Попробовать обзавестись собственным ломцом можно уже сейчас.

Итак, с чего начать?

– Ломец – кукла узелковая, а значит не содержит швов, подчиняясь семантике «целостности», «ненарушенности», «вечности», – рассказывает Людмила Юрьевна. – Руки и туловище Ломца делаются из домотканого конопного (из конопли) холста, для чего берут два конопных прямоугольника: один для рук, другой (в два раза длиннее) – для головы, туловища и ног.

Конечно, конопного холста нам не найти. Впрочем, для пробного бойца подойдет любая ткань. Еще нам потребуется две деревянные палочки и красные шерстяные нитки, чтобы закрепить богатыря.

Палочки аккуратно связываются с соблюдением приблизительных пропорций человеческого тела. Первый прямоугольник сворачивается вокруг «плеч», то есть короткой горизонтальной палочки, и закрепляется шерстяной нитью «по кисти» и «по груди». «Руки» должны быть намного длиннее палочки, чтобы свободно двигаться.

Второй прямоугольник сворачиваем поперек, концы укрепляем нитью и закрываем вертикальную часть крестовины с обеих сторон. Связанные концы будут «ногами» ломца.

Красными нитями отмечаем «шею» и «пояс», чтобы «руки» оказались прижатыми в «груди» и под «грудью».

К каждому запястью ниткой привязываем «кулаки». Они изготовлялись из кумача, то есть хлопчатобумажной ткани красного цвета. Мы же можем взять квадратные кусочки любой красной ткани и наполнить мелкими камешками.

Остается только надеть на «голову» бойца шапку. Это прямоугольник ткани (в старину использовали крашенину – домотканое грубое полотно, обычно окрашенное в синий цвет), который привязывается так, чтобы шапка могла слететь при ударе. Ломца можно подпоясать (пояс тоже делали из крашенины) или просто подвязать красной ниткой.

 

СИЛА И ЩЕДРОСТЬ

Праздничную куклу, «на показ», наряжали в рубаху, порты и кушак, а иногда и в сапожки. Кроме того, технологию могли немного дополнить. Например, «голову» набивали ржаной соломой, такие же стебли вкладывали в «руки» и «туловище». «Голову» могли накрыть вместо шапки полотенцем, которым служила полоска конопного холста, а край полотенца украшали орнаментом «боярское колесо».

– Можно предположить, что использование ржаной соломы является рудиментом утраченного ритуала «последнего снопа», «дожиночного снопа», так как главные кулачки, к которым с помощью куклы «Ломец» готовятся атмановские мальчики, в Атмановом углу проводятся на Успеньев день, известный в народе также как Спожинки, или Госпожинки, – поясняет Людмила Евтихиева. – Бессмертие во Христе, покровительство Богородицы русскому воинству, славянское восприятие жизни и смерти, красота и благородство мужского мира, сила, щедрость, плодовитость – вот культурные смыслы, читаемые в культурной традиции куклы для мальчика «Ломец – атмановский боец».

Остается добавить, сегодня забытая традиция изготовления куклы «Ломец – атмановский боец» успешно возрождается. Происходит это благодаря усилиям мастера Надежды Павловой, которая работает методистом тамбовского научно-методического центра народного творчества и досуга. Которая, кстати, лично проведет на «Атмановских кулачках» мастер-класс по изготовлению ломца.

Конечно, подлинного образца куклы исследователи так и не нашли. Но современный вариант без малейшего отступления от народной традиции. А значит, он ничем не хуже как игрушка и ничуть не менее содержателен как элемент праздника!..