Президент Московской областной федерации этноспорта Александр Юзиков рассказывает о своих впечатлениях от "Атмановских кулачек - 2014".

Александр Юзиков с сыном на фоне игры в рюхи

На Атмановские кулачки я езжу уже не первый год, но поделиться  своими впечатлениями решил впервые. Предлагаю читателям маленький обзор большого мероприятия, которое уже выросло из регионального и, по сути, стало общероссийским. 

Формат проведения Атмановских кулачек это жизнь  в поле, игры на свежем воздухе, сон в палатке, ночь у костра. То есть, всё что нужно современному человеку, чтобы отдохнуть от городской суеты. В этот раз я взял с собой сына и не ошибся. Большая редкость в наше время, когда можно выпустить ребёнка в "свободное плавание" и особо не беспокоится за него. Ребёнок может самостоятельно  питаться в столовой, бегать со сверстниками, играть в чижа, клёк, свайку, рюхи, стрелять из лука, слушать и петь русские песни, бродить по ярмарке.

В этот раз на кулачках практически всё время шёл дождь.

Спрашиваю малого: "Как тебе?"

Отвечает: "Как в Сталкере (прим. – компьютерная игра), всё время идёт дождь и у костра греешься". 

Очень понравилась коммерческая задумка одной мастерицы из Сосновки. Она провала на ярмарке кружки и фляги с изображением участников кулачек прошлых лет.  Для этого она взяла выложенные в сети фото с Атмановских кулачек - 2013, и нанесла с них изображения на посуду. Люди смотрели, улыбались, узнавали себя и друг друга, спрашивали: "А ты уже купил себя?"

   

Изображение на кружке и фото оригинал

Рюхи – отдельная история, своеобразный народный клуб. Игра, по своему духу, пожалуй похожа на гольф – степенная, обстоятельная, для взрослых мужиков. Игроки из Осташкова (город в Тверской области) все мужики в возрасте. Они одним своим присутствием придают событию неповторимый колорит. Манера ходить, давать указания. Обязательно в команде старший и опытный игрок смотрит позицию рюх, даёт совет,  куда и как бить скалбой (битой).  Чего только стоит одна фраза:  «Попадать надо», сказанная с сокрушением. Ну, как можно не попасть  этой дубинкой с пяти метров по десяти сантиметровому чурбачку? Огромное спасибо Колчеву Виктору, который нашел для нас эту игру. 

Игра в рюхи. Скалбу бросает Виктор Колчев.

Борьба за-вороток.  Хорошо прошла. В последние несколько лет,  с изменением формата правил,  борьба  приобрела "новое рождение".  Традиционная система проведения соревнований "на вызов", борьба "до одного раза" (до одного сбивания) и отсутствие балов - вечного источника споров.

 

Сужу вороток

Завершающая схватка в абсолютной категории стала интригующей и захватывающей. На поле сошлись представитель города Мытищи  Евгений Пикунин и тамбовчанин  Сергей Черемисин. Сергей уверенно с начала соревнований шел к финалу. Имея солидный вес, как очень весомый аргумент в схватке, он также обладал незаурядной борцовской подготовкой. Про борцовскую подготовку я отметил не случайно. Дело в том, что в соревнованиях по традиционной борьбе могут принять участие не только борцы. А правило "до одного раза" предъявляет серьёзные требования к участникам. Профессиональные борцы далеко не всегда  выигрывают в схватках, им бывает достаточно сложно перестроиться с тактики набора баллов.

Итак,  завершающая схватка. Сергей измотан в предыдущим бою с Александром Самсоновым. Старейшина в поле (судья) - Павел Кириллин. Я обращаю внимание Евгения на то, что необходимо захватывать ногу Сергея в тот момент, когда он выходит на подсечку. Проигравшие уверяют меня, что это нереально – вес большой. Но видно было, что когда Сергей  раздергивал противника,  то при рывке на себя и подсечке он иногда зависал и тем самым «отдавал»  ногу.

Так оно и произошло, Евгений уверенно взял захват за ногу и победил убедительным броском, получив звание лучшего борца Атмановских кулачек - 2014. 

Победный захват Евгения Пиконина

Основным событием праздника, как всегда, был кулачный бой стенка-на-стенку. В этом году бойцы были одеты в майки черного белого цветов с изображением кулачного бойца. Автором рисунка стал художник Андрей Гусельников.

 

Изображение кулачного бойца (рис. Андрея Гусельникова)

Понравился белгородский вариант спортивной стенки. Смотрится органично и понятно. Данный формат соревнований – с ударами в голову, в перчатках нам близок. В  Москве и Тамбове  с 1997 по 2006 годы мы пробовали проводить соревнования по спортивной стенке по похожими правилами в формате пять на пять.

Спортизированный вариант кулачного боя - русская стенка

Конечно, в прошлом кулачный бой стенка-на-стенку был неотделим от праздника. Правила проведения кулачек были практически единообразны на всей территории проживания русского народа. В наше время,  с распадом традиционного общества, с появлением институтов спорта  очень сложно найти единый, усредненный вариант правил стеношного боя которые устраивали бы всех – и зрителей, и участников. 

В этой связи, на праздниках мы стали проводить стенку в двух вариантах: спортизировнном и традиционном.

Спортизированный вариант стенки представляет собой бой двух команда на ограниченном пространстве, в перчатках и шлемах. Разрешены удары в голову и корпус. Такая стенка проводится только среди подготовленных и допущенных к соревнованиям по состоянию здоровья спортсменов.

В традиционном варианте могут принять участие практически все желающие. Бой проводится по народным правилам: "в зашей", "в тыл", "с крыла", "на лежу" не бить; "биться по любви", то есть без злобы и цели покалечить соперника. Единственным отходом от традиции стало ограничение ударов в голову в целях уменьшения травматизма. 

Как научить людей бить в стенке,  а не толкаться? Несколько лет, в том числе и на Атмановских кулачках мы пытаемся внедрить этот формат. Понемногу начинает получаться.

Отметил Александра Самсонова,  который уже в приближенной к классической народной манере, одной или двумя руками удерживал (отталкивал) липнущих соперников и атаковал с правильной  дистанции для удара кулаком.

Александр выводит вперёд руку перед атакой

Есть небольшой нюанс, отмечаемый постоянно Анатолием Тедорадзе, старики в прошлом в своей деревенской стенке,  бились по-другому. Они выстраивались друг против друга и дрались небольшими партиями постепенно оттесняя соперников. Такой же принцип боя можно увидеть на кинозаписи кулачного боя из села Купля Рязанской области 1954 года. 

Получится ли нам возродить в полном объеме традиционный рисунок кулачного боя? Выйдем ли мы на новый уровень, в связи с совершенствованием личного мастерства бойцов нашего времени? Останется ли стенка как событие, способ общения? Всё это покажет время.

Поэтому,  готовимся и приезжаем на  "Атмановские  кулачки - 2015". Время идёт.