Известия о  русском обычае состязаться в стрельбе из лука по цели имеются со времени средневековья, однако корни его уходят в глубокую древность. В частности, он многократно описан в былинах.

В Древней Руси употребляли целый ряд терминов, которые косвенно указывают на существование обычая состязаться в стрельбе. Так, широко бытовало слово "стрелолюбьць", обозначавшее "любителя стрельбы": "книго-любьци много книжьникъ имеють, и стрелолюбыщ стрельникы". Существовала особая категория людей - "стрельникы", которые демонстрировали свое искусство стрельбы в цель перед зрителями. Термин "уметель стреляниа", также бытовавший в Древней Руси, обозначал искусного стрелка.

В известиях иностранцев о средневековой Руси содержится значительное число свидетельств о традиции состязаться в стрельбе из лука, причём верхом. Так, австрийский дипломат С. Герберштейн, посетивший Московию при Иване III, отметил, что русские "ездят верхом с сильно поджатыми ногами и весьма искусно пускают стрелы даже и тогда, когда бегут, и враг у них сзади". По свидетельству Я. Рейтенфельса, "упражнениями в верховой езде и стрельбе из лука" московиты "занимаются весьма усердно". Шведский посланник Петрей де Эрлезунда отметил, что "лучшее удовольствие и развлечение у русских ездить и скакать верхом и стрелять из лука: тот считается лучше и почетнее, кто туже всех натягивает лук, дальше пускает стрелу и попадает в цель".

При археологических раскопках в Новгороде, Старой Руссе и других городах найдено очень много простых луков, изготовленных из можжевельника, длиною до одного метра, иногда до 130 сантиметров. Нередко им придавалась форма сложных луков. Археологи квалифицируют их как детские луки, многочисленность таких находок связывают с тем, что стрельба из лука являлась весьма распространенным воинским упражнением и "была сложным делом, требовавшим длительного обучения с детских лет".

Как следует из имеющихся материалов, в состязаниях стрельба велась по двум видам цели. В одном случае цель была неподвижна и представляла собой "войлошное стрельбище" либо "колпак потешной", которые устанавливали на "спицы". Так, по сведениям историка К.И. Костомарова, в XVI - XVII в. "молодые люди собирались в праздники... стреляли из луков в войлочные цели и в поставленные шапки". Этнограф И.Е.Забелин приводит документ, согласно которому в 1669 г. для стрельбы из лука царевичу Федору Алексеевичу было изготовлено "войлошное стрельбище", сшитое "нитями и вервями". Ему же в 1666 г. для стрельбы было отпущено шесть "колпаков" и четыре "спицы, на чем колпаки ставят". Один из актов, датируемый 1685 г., сообщает о "скаске лучнаго дела мастера Алексея Кондратьева", где отмечается, что "надобно ему к тем лукам трои живцы, да колпак потешной для стрельбы". "Живцы", упоминаемые в "скаске", представляли собой другой вид цели - цель подвижную. В большинстве случаев в качестве подвижной цели использовали птиц, главным образом голубей и ворон.

В других случаях, как отмечает И.Е. Забелин, состязались, стреляя в "потешный колпак", подбрасываемый высоко вверх. 

Стрелъба из лука в цель производилась, как полагают исследователи, с расстояния 50-55 метров. О сложившейся традиции состязаться в стрельбе из лука в средневековой Руси свидетельствует, в частности то, что это расстояние, использовалось в качестве меры длины и обозначалось  различными терминами - "стрелище", "стрелъ", "стреляй", "дострелъ", "вержение отъ лука", "перестрелъ", "луковержение".

По сведениям исследователей А.Н. Кирпичникова и А.Ф. Медведева, "после появления ручного огнестрельного оружия лук и стрелы продолжали широко употребляться в течение нескольких веков, вплоть до начала XIX в.". Об этом красноречиво свидетельствуют известия, где отмечается одновременное бытование обоих видов состязаний. Так, этнограф И.Е. Забелин в конце XIX в. приводит документ, из которого следует, что в ноябре 1634 г. царь Михаил Федорович "был в селе Покровском и выезжал на поле тешиться и государевы комнатные государя тешили, стреляли из луков и из пистолей по шапке задворного конюха Степана Карпова и шапку его изстреляли".

В конце XIX в. Е.А. Покровский в своем знаменитом труде о детских играх отметил, что "лук и до сих пор для детей почти повсюду составляет одну из лучших забав при игре", они изготавливают его "из ивы, вербы, камыша, липы, орешины и т.п., толщиною в палец, а длиною в аршин или четвертей в пять", причем "большею частию дети любят стрелять из лука в цель", для чего "к переднему концу стрелы прикрепляют гвоздь или шпильку... иногда конец стрелы облепляют варом для вескости и равновесия ее в полете". По сведениям исследователя народной педагогики у русских Сибири, во второй половине XIX - начале XX в., там "распространенной забавой мальчиков была стрельба из лука". В виде детской забавы древний народный обычай состязаться в стрельбе из лука по цели дожил до сегодняшнего дня.

Традиционные состязания стрелков как из лука приурочивались главным образом к зимним и весенним датам народного календаря. Существует множество упоминаний о проведении состязаний в стрельбе в XIX начале XX вв. на народных гуляниях в Рождественскую и Крещенскую недели, на Масленицу, Троицу и в престольные праздники.

В программу русских игр стрельба из лука по бабкам включена с 2014 года. Правила соревнований по этой дисциплине разработаны и внедрены Евгением Латышевым, руководителем Клуба древнерусских ратоборств "Коло".

 

По материалам работы Горбунова Б.В. Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских. Историко-этнографическое исследование. М., 1999.