Принимая во внимание то, что палка является древнейшим и чрезвычайно широко распространенным в народной среде видом охотничьего и воинского оружия, имеются все основания полагать, что обычай устраивать состязания в метании палки в цель уходит корнями в глубокую древность.

Очевидно, что в XIX - XX в. народные игры с метанием палки в цель были распространены у русских (и у других восточных славян) в гораздо большей степени, чем остальные традиционные состязания такого рода.

Осташи - хранители традиций (г. Осташково, Тверская область, 12 июня 2012 г.)

Одна из самых распространённых игр с метанием палки – рюхи (городки). 

Необходимо отметить, что игра в городки в разных вариантах бытовала у русских практически повсюду. По сведениям Д.К. Зеленина, городки в мужской среде у всех восточных славян были «распространены повсеместно». Б.В. Горбунову удалось зафиксировать бытование этой игры в 254 уездах (округах, отделах) 63 губерний (областей) на обширной территории от западных районов Украины и Белоруссии до российского Дальнего Востока и от Архангельской губ. до юга Терской обл.

Широкое бытование этой игры в русском мире привело к большой вариативности. 

В такой игре одна команда численностью от одного до пяти-семи человек состязается с другой командой равной численности. Для каждой из них определяли городок, один в виду другого, в его пределах выстраивали фигуру или несколько фигур последовательно с использованием от трех до пятидесяти рюх. Игроки обеих команд по очереди выбивали рюхи из пределов городка противника посредством метания палок – бит, стремясь истратить на это возможно меньшее количество бросков. Рюхи представляли собой чурки цилиндрической формы из липы, березы. Размеры их широко варьировались от чурок длиной около 20 см и диаметром 4-4,5 см до рюх длиной 8-9 см и диаметром 7-8 см, а биты - палки цилиндрической формы такого же диаметра длиной около одного метра. 

Гравюра Х.Г. Гейслера. Городки («рюхи»). Конец XVIII века.

Существовало чрезвычайно большое число вариантов и разновидностей игры в рюхи (городки). Эти варианты отличаются друг от друга, прежде всего, формой площадки и размещением на ней города и кона, а так же фигурами установки рюх. В общем ходе состязания игра практически везде одинакова.  

Начинали состязание – «зажигали город» - как правило самые ловкие и меткие игроки – «зажигающие». Город считался «зажжёным», если хотя бы одна рюха в результате метания биты вылетала из его пределов. Игра в рюхи требовала от её участников физической силы, глазомера, сноровки. 

Местом для игры в рюхи обычно служила любая ровная площадка достаточных размеров. Нередко играли прямо на улице, площади и т.п.

Деление игроков на партии осуществлялось либо по месту жительства, либо по принадлежности к той или иной профессии, либо соперники определялись посредством конания.

В рюхи, в отличие от других состязаний с метанием палки по цели, играли не только дети и подростки. Повсеместно в этой игре участвовали взрослые.  

Гравюра Х.Г. Гейслера. Городки («рюхи»). Конец XVIII века.

Если команда игроков, начавшая состязание первой, выбивала все рюхи из городка, то, как правило, их соперники имели возможность отшибиться - метнуть столько бит, чтобы в итоге количество бросков у обеих сторон стало равным. По обычаю, который отмечен практически повсеместно, побежденные возили победителей на своих спинах от одного городка до другого условленное число раз и устанавливали рюхи для новой игры. 

Весьма интересно то, что формы городков и расстановка рюх в значительной части случаев в миниатюре повторяют в плане конфигурации городков и расстановку их защитников и игре «взятие снежного городка».

Игра в рюхи по большей части приурочивалась к весенним датам народного календаря. У нас есть лишь одно свидетельство об игре в городки зимой - из Пошехонского у. с замечанием «в зимние праздники», и одно - из местечка Бразин Речицкого у. Минской губ. с пометкой «в святочные дни». Имеется несколько известий об устройстве игры в городки на масленичной неделе.

Повсеместно в рюхи играли на пасхальную неделю, пасху, на Троицу, перед ней и в последующем до Петрова дня включительно, на Петра и Павла, либо на Кузьму Демьяна. Помимо праздников в весенне-летний период в городки играли на досуге и в воскресные дни.

По имеющимся в распоряжении сведения в первом приближении можно рассмотреть вопрос о географической локализации различных вариантов и разновидностей игры в рюхи. Прежде всего, отметим, что наибольшее распространение имела игра с городком в форме квадрата. Если признать, что городок в виде линии является редукцией городка квадрата, то в совокупности эти два варианта состязаний доминировали по степени распространенности. В то же время округлые городки являются, по-видимому, наиболее архаичными.

Ориг. рисунок А. Земцова, гравюра П. Дзедзиц. 

Летом. Воскресный день в деревне. Игра в городки («рюхи»). Конец XIX века. 

Игра с размещением городка между конами двух команд известна при линейной и квадратной формах его и бытовала главным образом в Новгородской обл. Состязание, в котором линия городка одновременно являлась линией кона для другой команды, отмечено при всех трех конфигурациях поля для установки рюх и имело распространение на Русском Севере (Архангельская, Олонецкая и Вологодская губернии), на Верхнем и Среднем Поволжье (Костромская, Нижегородская, Симбирская губернии), а также у белорусов и на Украине (Киевская и Подольская губернии). Разновидность игры, где в одном городке поочередно состязались обе  команды, отмечена при всех формах поля для установки рюх. Она бытовала главным образом на Русском Севере, в Новгородской обл., была известна, в Терской обл. и у украинцев. Игра с расположением кона между двумя городками также известна при квадратной, линейной и округлой формах рюшного поля и имела распространение в Новгородской, Нижегородской и Минской губерниях. Только при квадратной конфигурации городка отмечена разновидность игры, в которой они размещались параллельно один другому. Такая игра была распространена в центре России и у бухтарминских старообрядцев.

По данным Е.А. Покровского, городки в форме квадрата «чаще употребляются» в Олонецкой, Тверской губерниях и «вообще в средней полосе России», а в форме окружности - в Вятской, Пермской и «других смежных с ними губерниях». По имеющимся сведениям, линейные городки имели распространение в Архангельской, Новгородской губерниях и у белорусов. Квадратные городки бытовали преимущественно на Русском Севере и в губерниях центральной России. Они известны также у белорусов и в левобережной части Украины. Округлые городки отмечены главным образом в Новгородской, Вятской, Пермской губерниях, на Верхнем и Среднем Поволжье, на Юге России и на Правобережной Украине.

Упоминания о бытовании игры в городки в Сибири и на Дальнем Востоке встречаются очень часто, однако подробных описаний совсем немного, что не позволяет пока хотя бы в первом приближении наметить здесь локализацию отдельных вариантов и разновидностей игры.

В то же время складывается впечатление, что игра в городки составляет в значительной мере севернорусскую традицию, тогда как некоторые другие состязания с метанием палки в цель в большей степени были распространены на Юге России. Центр России и Поволжье занимали в этом отношении, по-видимому, промежуточное положение.

Игра рюхи сохранилась в живом бытовании до наших дней. В городе Осташкове Тверской области до сих пор сохраняется старинная неизвестная больше нигде аутентичная форма этого состязания. Традиция была зафиксирована и изучена Виктором Колчевым и Сергеем Мещеряковым. Они узнали об этом факте в 2012 г. благодаря Интернет-ресурсам – фото и видео-роликам игры, сделанных туристами. В июне этого же года ими был проведён однодневный экспедиционный выезд с целью участия в игре, записи правил, фото и виде-съёмки игры.

В дальнейшем обнаружились сведения об игре в рюхах в г. Осташкове в материалах «Словаря русских народных говоров», публикация которого издательством «Наука» началось с 1965 г. и продолжается до сих пор. Согласно данным «Словаря» самые ранние сведения об игре в рюхи в г. Осташкове относятся к 1855 году – времени Крымской войны. В этом словаре содержится слова из игровой терминологии игроков в рюхи, некоторые из которых до сих пор используют осташи: «рюхáться» – играть в рюхи»; «рюх» – чурка для игры в рюхи; «рюхáлка» – бита при игре в рюхи»; «рюшник» – любитель играть в рюхи»; «зажига́ть» – бить первому в игре в рюхи». Данные от 1908 г.: «скáлба» – палка, бита для метания в игре в «рюхи» и «городки». «Скалба и рюх – два предмета игры в городки». Никаких этнографических описаний самой игры нет.

Уникальность ситуации состоит не только в том, что до нас чудом дошли аутентичные правила игры и сохранились носители-осташи, – некоторым из которых уже за 70 лет, но и в том, что игра в рюхи взрослого мужского населения (дети играли в любое время) привязана к календарному циклу. Отмечено три основные православных праздника, на которые устраивались массовые игры в рюхи: 19 августа – Преображение Господне (Яблочный Спас), 2 августа – Ильин день, 10 августа – день Смоленской иконы Божьей матери, особо почитавшейся осташами. Интересно, что в каждый из этих праздников игра происходила в разных исторических районах Осташкова: на Преображение – в «Центре» («Набережная», «Стадион»), на Ильин день – в «Америке» (старинное название «Ольшица»), на Смоленскую – в «Кустке» («Кожзавод» «Смычка»).

Осташковская рюшная традиция легла в основу правил проведения соревнований по рюхам, проводимым в рамках русских традиционных игр. В рамках игр проходят состязания в аутентичном варианте игры в рюхи, получившем название «длинные рюхи» или «традиционные рюхи» и в спортизированном варианте – «короткие рюхи». Последние представляют из себя вариант игры адаптированный для проведения турнира между большим количеством команд за короткое время. Соревнования в «коротких рюхах» проводятся на площадке меньших размеров и с меньшим количеством рюх.

 

В материалам работы Горбунова Б.В. Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских. (Историко-этнографическое исследование. М., 1999.) и историко-этнографических исследований В.Ю. Колчева.