Русская пляска - дисциплина этноспорта.

Историческая справка. В смешенном, мужском и женском, составе курагода наблюдается характерное «приплясывание», когда мужчина идёт по кругу с притопами то лицом, то спиной, раскрывая руки ладонями вниз, слегка поворачивая кисти. Именно эта особенность отличает северный хоровод от южного курагода. Наиболее картинно выполняются притопы при слегка наклоненном корпусе. Женщины приплясывают тоже, поворачиваясь то к одному, то к другому партнеру по курагоду.

Таким образом, мы заключаем, что в локальной традиции преобладали разомкнутые хороводы, со свойственными им движениями «змейкой», «ужом», «улиткой», «кривулями».

Из орнаментальной традиции  дошло до нас движение «воротца», используемое в играх.

Массовость и соперничество образуют главные качества тамбовских курагодов.  Приплясывание и перепляс в курагоде – это развитие хороводной общерусской традиции: люди стоят, образуя «живое кольцо», вокруг играющих, поющих и танцующих, припевая, приплясывая, присвистывая, прихлопывая в ладоши, охая, «ихая» и ахая. Каждый из «живого кольца» имеет право выйти и показать своё умение, но на курагодах (в отличие от семейных и уличных праздников) уже знали, кто именно будет показывать своё искусство; таких подталкивали и просили выйти «в круг», долго ломаться не принято.

Обычно перепляс сопровождался пением частушек, но мог демонстрироваться и самостоятельно – под наигрыш, как вершина «под сухую», то есть только под аккомпанемент «дробей».

В курагодах плясали под специальные «курагодные плясовые» песни («Ах, вы, сени», «Я не чаяла сегодня угореть», «Из под крыши воробей» и пр.), исполняемые a´capella, а также под гармошку (иногда под несколько), под балалайку и пр. 

«На кругу» пляски могут быть следующие: одиночные (мужские и женские), парные, перепляс, общие.

Описать танцевальные движения, которые можно наблюдать в курагоде, очень трудно: сами танцующие свидетельствуют, что пляшут «как душа подскажет», то есть это импровизация. Иногда движения имитируют узнаваемые образы животных и птиц, например,  в свадебной пляске «Ах, курушка, рябыя» мужчины изображают петушков, а женщины курочек. 

Женщины чаще принимают участие в пляске, но если «на круг» выходит мужчина, то это вызывает большее оживление, так как в его репертуаре есть и подскоки и присядки, запрещенные в женской хореографии как следствие пластики, воспитанной костюмом и самой женской эстетикой.